01.01.2018: российский нотариат выходит на новый уровень качества и скорости оказания услуг

Считанные дни остаются до нового 2018 года, а вместе с тем, и до важного нововведения в работе российского нотариата: с 1 января сведения обо всех нотариальных действиях будут фиксироваться в цифровом виде — в Единой информационной системе нотариата (ЕИС). 

 

Окончательный переход на электронный документооборот станет очередным этапом в глобальном курсе по развитию IT-технологий, которому отечественный нотариат следует уже более трех лет. Если в первый год работы ЕИС нотариусы использовали ее электронный реестр для фиксация сведений только о десяти видах нотариальных действий, то теперь единая цифровая база нотариата станет надежным хранилищем для каждой бумаги, удостоверенной печатью нотариуса — от простой доверенности до многостраничного договора об отчуждении доли в уставном капитале компании. 

 

Для самих документов — это, прежде всего, защита от утери или фальсификации. Благодаря оцифровке сведений проверить, действительно ли оформлялся у нотариуса предъявляемый документ с синей печатью и совпадает ли его актуальное содержание с тем, что было написано в тексте в момент удостоверения, можно будет максимально быстро и точно.

 

Удобство и пользу подобной технологии россияне уже успели оценить благодаря запущенному в январе 2017 года онлайн-сервису проверки доверенностей. Если общедоступная публичная часть сайта позволяет убедиться в подлинности и актуальности документа по его реестровому номеру, то расширенные возможности сервиса, предоставленные государственным и муниципальным учреждениям, предполагают доступ к полному содержанию доверенности, хранящейся в ЕИС. В результате, уже за первый год работы бесплатный онлайн-сервис нотариата, основанный на сведениях электронного реестра доверенностей, помог «спать спокойнее» почти миллиону россиян. 

 

Благодаря электронному обмену информацией между нотариусами, а также оперативному запросу сведений из ведомств-участников СМЭВ заметно упростится и процесс восстановления утерянных заявителем документов. Напомним, что уже на сегодняшний день в электронном обмене сведениями с нотариусами участвуют все управления Росреестра, ФНС, Центральный каталог кредитных историй, МВД, крупнейшие российские банки. С 1 января 2018 года к этому перечню добавится и Единый государственный реестр ЗАГС.

 

Переход на электронный документооборот в нотариате произойдет одномоментно во всех регионах страны и не вызовет никаких задержек или трудностей в повседневной работе нотариусов на местах. Порядок работы в системе не претерпел значительных изменений, выросла лишь частота обращений к электронным реестрам ЕИС. Даже если нотариальное действие совершается вне помещения конторы, информация о нем будет занесена в ЕИС по возвращению нотариуса на рабочее место. Законом в таких случаях предусмотрена отсрочка в регистрации сведений от одних до нескольких суток в зависимости от обстоятельств, сопутствующих выезду нотариуса.

 

При всей простоте и удобстве работе в ЕИС для самих нотариусов, система надежно защищена от любого постороннего проникновения, а хранящиеся в ней сведения зашифрованы. Прежде чем получить доступ к данным, каждый пользователь системы проходит двухфакторную аутентификацию. Прямой доступ к сведениям о том или ином нотариальном действии есть только у нотариуса, который совершал это действие. Только в случае его одобрения сведения может получить его коллега либо стороннее ведомство, направившее соответствующий запрос. При этом передача данных в системе производится также в зашифрованном виде. 

 

Таким образом, теперь попытки мошенников использовать бумаги с подделанными подписями и штампами нотариусов теряют всякий смысл — фальшивый нотариальный акт вычислят за считанные минуты. А каждый человек, видя, к примеру, нотариально удостоверенный договор, будет уверен, что перед ним отвечающий всем нормам закона юридически значимый документ, содержащий исключительно достоверные сведения. 

 

Благодаря IT-разработкам нотариата уже сегодня мы говорим о качественно новой гарантии защиты и достоверности юридически значимых сведений. «Электронные возможности нотариата не только серьезным образом ускоряют и облегчают для граждан и бизнеса многие процессы, но и закладывают основы для дальнейшего развития электронного документооборота в стране», — неоднократно отмечал в своих выступлениях президент ФНП Константин Корсик. Сегодня, когда информационные технологии провозглашены основой для дальнейшего развития всего государства, а общество уже живет в условиях новой цифровой экономики, электронный нотариат становится неотъемлемой составляющей современного, очень быстрого и стремительно растущего гражданского оборота.