Нотариусы начинают электронное взаимодействие с реестром ЗАГС
Федеральная нотариальная палата запустила в работу новый сервис Единой информационной системы нотариата, обеспечивающий постоянный электронный доступ нотариусов к Единому государственному реестру ЗАГС.
Запуск единой базы ЗАГС ждали почти год. В конце декабря 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 408-ФЗ, в соответствии с которым все нотариусы России смогут получать необходимые для совершения нотариальных действий сведения о гражданском состоянии заявителей напрямую из соответствующего электронного реестра ЗАГС. Еще в момент анонсирования разработки реестра Федеральная нотариальная палата, представители органов ЗАГС и разработчик проекта — Федеральная налоговая служба — договорились об обеспечении нотариусов доступом к сведениям реестра, как только он будет запущен в работу.
До сих пор базы ЗАГСов были разрознены — в каждом регионе они велись отдельно, причем могли использоваться совершенно разные программы. Поэтому взаимодействие нотариусов с органами ЗАГС в оперативном цифровом формате осуществлялось лишь в отдельных субъектах РФ, где были заключены соответствующие соглашения между нотариальной палатой региона и местным представительством ЗАГС. В остальных случаях запрос сведений о гражданском состоянии заявителей происходил посредством направления письменных запросов от нотариусов, ответ на которые приходилось ждать значительное количество времени. Дополнительные трудности возникали, когда требовалась проверка записи акта гражданского состояния, сделанной в другом регионе.
С запуском с октября этого года Единого государственного реестра ЗАГС ситуация кардинально изменилась. Благодаря единой базе данных, которая содержит в себе всю информацию о населении страны начиная с 1926 года, нотариусы получили возможность оперативной проверки таких юридически значимых сведений, как дата рождения, смена ФИО гражданина, факт состояния в браке или его расторжения, наличие родства, дата смерти и др. Такие данные играют принципиальную роль при оформлении наследственных прав, удостоверении сделок, требующих учета интересов второго супруга, детей. Об этом прекрасно осведомлены мошенники, которые нередко используют поддельные свидетельства о смерти, а также документы, подтверждающие их родство с умершим, для незаконного присвоения себе наследственного имущества. Особенно популярна такая схема в отношении выморочного имущества, которое по закону должно поступить в распоряжение государства. Еще чаще встречаются случаи, когда один из супругов пытается распорядиться недвижимостью, нажитой в браке, намеренно скрывая при этом свое семейное положение и уходя, таким образом, от необходимости получения согласия на сделку второго супруга. Негативные последствия заключения такой сделки отражаются прежде всего на ни в чем не повинных приобретателях недвижимого имущества.
«Оперативный доступ нотариуса к сведениям о семейном положении заявителя, его родстве с теми или иными лицами позволит пресечь мошеннические схемы с использованием поддельных документов и не допустить незаконного присвоения чужого имущества», — рассказывает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
С учетом того, что ежегодно увеличивается спрос на нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом из-за дополнительных гарантий безопасности сделки, запуск единого реестра ЗАГС, к которому нотариус получил доступ, играет особую роль для стабильности гражданского оборота в стране. По итогам 2017 года количество договоров по отчуждению жилой недвижимости, оформленных у нотариуса, выросло более чем в 1,5 раза. Аналогичный прирост наблюдается и в отношении нотариального удостоверения договоров отчуждения земельных участков.
На данный момент новый сервис нотариата функционирует в тестовом режиме, но уже в ближайшие дни все нотариусы России смогут пользоваться сервисом на постоянной основе по аналогии с другими ресурсами в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
«Быстрый обмен данными с органами ЗАГС будет осуществляться в рамках СМЭВ, которая позволяет нотариусам предоставлять услуги в режиме „одного окна“, избавляя граждан от необходимости самим собирать необходимые данные по инстанциям, и значительно ускорить ряд регистрационных процедур. Электронные возможности нотариата не только серьезным образом ускоряют и облегчают для граждан и бизнеса многие процессы, но и закладывают основы для дальнейшего развития электронного документооборота в стране», — отмечает президент ФНП Константин Корсик.
Напомним, что на сегодняшний день в рамках СМЭВ нотариат активно взаимодействует с Федеральной налоговой службой, направляя в электронном виде документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также получая необходимые выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В ближайших планах — наладить взаимодействие нотариата посредством СМЭВ с Федеральной службой судебных приставов (ФССП России) в рамках соглашения между Федеральной нотариальной палатой и ФССП России, а также с Министерством внутренних дел РФ в части проверки подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя, уполномоченного представителя юридического лица.
Источник: ФНП